Back To Top
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Коряжмы
Рабочая программа учебного курса
«Профориентационная подготовка и профконсультирование»
Автор-составитель:
педагог-психолог: Бобкова А.С.
Возраст обучающихся:
9 классы
г. Коряжма
2020
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Профориентационная подготовка и профконсультирование»:
Программа «Профориентационной подготовки и профконсультирования» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста. В ходе реализации программы обучающиеся:
- изучают свои психологические и психофизические особенности;
- развивают коммуникативные навыки, совершенствуют навыки самопрезентации;
- знакомятся с разными видами профессий, в том числе необходимых региону;
- учатся осознанно выстраивать своё профессиональное самоопределение;
- совершенствуют навыки уверенного поведения, которые помогут им в успешной социальной и профессиональной адаптации.
В результате изучения курса обучающийся должен:
знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб;
уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; заполнять «Анкету Оптанта»;
иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1.Введение
Цели и задачи изучения курса. Система оценивания. Разработка критериев оценивания.
Основные понятия «профессия», «профориентация», «профессиональные возможности».
Знакомство с полезными сайтами по профориентации: «За собой», «Мой ориентир»,
«ПроекториЯ», «Навигатум»
Тема 2.Интеллектуальные способности и профессия.
Понятие «интеллект». Изучение мыслительных операций: осведомлённость, аналогия, классификация, обобщение, закономерности.
Знакомство с полезным сайтом - «Коррекционная работа по методике «ШТУР»
Дискуссия «Необходимо ли учитывать интеллектуальных способностей человека при выборе
профессии?»
Тема 3.Темперамент и профессия.
Понятие «темперамент». Виды темперамента.
Изучение доминирования темперамента у обучающихся.
Дискуссия «Необходимо ли учитывать темперамент человека при выборе профессии?»
Тема 4.Коммуникативные и организаторские способности.
Понятия «способности», «коммуникативные», «организаторские».
Изучение коммуникативных и организаторских способностей у обучающихся.
Дискуссия «Необходимо ли учитывать КОС человека при выборе профессии?»
Тема 5.Характер и профессия.
Понятия «характер», «акцентуация характера».
Изучение акцентуации характера у обучающихся.
Дискуссия «Необходимо ли учитывать характер человека при выборе профессии?»
Тема 6.«Карта интересов и склонностей»
Понятия «интересы», «склонности». Формула интересов. Формула склонностей.
Изучение интересов и склонностей у обучающихся.
Дискуссия «Необходимо ли учитывать интересы и склонности человека при выборе профессии?»
Тема 7.Атлас новых профессий. Профессии будущего.
Понятие «Атлас новых профессий». Знакомство с профессиями будущего в различных сферах.
Знакомство с полезным сайтом: https://skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec
Тема 8.Профессия, специальность, должность, квалификация. 3 основных условия правильного выбора профессии.
Понятия «профессия», «специальность», «должность», «квалификация».
«Хочу», «могу», «надо» - 3 основных условия правильного выбора профессии.
Просмотр и обсуждение видео-притч о выборе профессии.
Тема 9.Общий обзор классификаций профессий.
Понятие «классификация». Знакомство с классификацией профессий по Климову Е.А. и Пряжникову Н.С., сравнение.
Составление «Формулы профессии» по Пряжникову Н.С.
Просмотр и обсуждение видео «Железнодорожные профессии»: машинист, помощник машиниста, проводник, железнодорожный путеец и др.
Тема 10.Типы, классы профессий.
Понятия «типы профессий», «классы профессий» Знакомство с типами и классами профессий по Климову Е.А. и Пряжникову Н.С., сравнение.
Тест «ДДО», Климова Е.А.
Просмотр и обсуждение видео «Мир рабочих профессий» (16 профессий).
Тема 11.Отделы и группы профессий.
Понятия «отделы профессий», «группы профессий» Знакомство с отделами и группами профессий по Климову Е.А. и Пряжникову Н.С., сравнение.
Тест «Профессиональная направленность личности», Голланд.
Просмотр и обсуждение видео «Самые опасные профессий» (10 профессий).
Тема 12.Профессиональная готовность (зрелость) выпускника.
Понятие «профессиональная зрелость». Знакомство с составляющими профессиональную зрелость: «автономность», «информированность», «принятие решений», «планирование», «эмоциональное отношение к выбору профессии»
Изучение профессиональной зрелости у обучающихся. Обсуждение результатов.
Тема 13. Мотивы выбора профессии. Сочинение «Почему я хочу стать? …»
Понятия «мотив», «мотивация». Знакомство с основными видами мотивов выбора профессии.
Изучение выраженности «Мотивов при выборе профессии» у обучающихся, обсуждение.
Сочинение «Почему я хочу стать?..», обсуждение плана сочинения.
Чтение вслух примеров сочинений выпускников др. лет, анализ и характер ошибок.
Тема 14. Активизирующая профигра «Будь готов!»
Изучение готовности обучающихся выполнять различные трудовые функции (72).
Знакомство с 72 профессиями, готовность к выбранным, наиболее привлекательным профессиям (расчёт по формуле).
Тема 15.Ошибки в выборе профессии.
Знакомство с основными ошибками в выборе профессии.
Понятие «профессиональное самовоспитание». Изучение и обсуждение памятки «Советы по профессиональному самовоспитанию».
Знакомство с профессиональными учебными заведениями Архангельской области.
Тема 16.Стратегия выбора профессии. Пути получения профессии.
Понятие «стратегия». Знакомство с основными путями получения профессиями после 9 класса, после 11 класса. Просмотр и обсуждение мультфильма «Про центр занятости».
Тема 17.Личный профессиональный план. Зачёт «Анкета Оптанта»
Понятия «профессиональный план», «профессиональный маршрут», «оптант».
Заполнение анкеты «Личный профессиональный план».
Зачёт «Анкета Оптанта»
Формы внеурочной деятельности:
интеллектуальные игры, настольные и дидактические игры, дискуссия, практикумы, тренинг, беседа, исследовательский проект, групповая консультация, виртуальная экскурсия, и др.
Формы фиксации учебных достижений обучающихся (за полугодие, на выбор обучающихся):
(презентации, анимационные ролики, веб-страницы и т.д.)
Тематическое планирование:
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 раздел |
Изучение индивидуальных способностей, особенностей, возможностей, умений, интересов человека. |
7 |
2 раздел |
Изучение особенностей профессий, требований, которые они предъявляют человеку. |
6 |
3 раздел |
Правильное соотнесение между собой индивидуальных способностей, особенностей, возможностей, умений, интересов человека с особенностями профессий, требований, которые они предъявляют человеку. |
4 |
Поурочное планирование:
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 раздел |
Изучение индивидуальных способностей, особенностей, возможностей, умений, интересов человека. |
7 |
№1 |
Введение. Видео-тренинг «Столько на свете профессий прекрасных» Мультфильм «Калейдоскоп профессий»: «Кем я хочу стать?...» Анкета «Что я знаю о своих профессиональных возможностях?» Активизирующая проф.игра «Советчик» |
1 |
№2 |
Интеллектуальные способности и профессия, тест «ШТУР» Дискуссия «Необходимо ли учитывать интеллектуальных способностей человека при выборе профессии?» |
1 |
№3 |
Темперамент и профессия, тест Г.Айзенк, беседа по результатам. Дискуссия «Необходимо ли учитывать темперамент человека при выборе профессии?» |
1 |
№4 |
Коммуникативные и организаторские способности, тест «КОС», Синявского и Федоришина. «Кем быть?» - виртуальная экскурсия «Люди леса» |
1 |
№5 |
Характер и профессия, тест, С(Ш)мишека, беседа по результатам. Дискуссия «Необходимо ли учитывать характер человека при выборе профессии?» |
1 |
№6 |
«Карта интересов и склонностей», тест в модификации Г.В.Резапкиной Дискуссия «Необходимо ли учитывать интересы и склонности человека при выборе профессии?» |
1 |
№7 |
Атлас новых профессий. Профессии будущего. Активизирующая профигра «Кем быть?» |
1 |
2 раздел |
Изучение особенностей профессий, требований, которые они предъявляют человеку. |
6 |
№8 |
3 основных условия правильного выбора профессии – презентация. Профессия, специальность, должность, квалификация – игротренинг. Видео-притчи о выборе профессии. |
1 |
№9 |
Общий обзор классификаций профессий – презентация. Тест «Формула профессии» по Пряжникову Н.С. «Кем быть?» - виртуальная экскурсия «Железнодорожные профессии» |
1 |
№10 |
Типы, классы профессий – презентация. «Кем быть?» - виртуальная экскурсия «Мир рабочих профессий» |
1 |
№11 |
Отделы и группы профессий – презентация. Тест «Профессиональная направленность», Дж.Голланда. «Кем быть?» - виртуальная экскурсия «Опасные профессии» |
1 |
№12 |
Тест «Профессиональная готовность (зрелость) выпускника», Чернявская А.П. |
1 |
№13 |
Мотивы выбора профессии. Сочинение «Почему я хочу стать? …». Просмотр передачи «Вечерний Ургант» - «Взгляд снизу – дети о профессиях. |
1 |
3 раздел |
Правильное соотнесение между собой индивидуальных способностей, особенностей, возможностей, умений, интересов человека с особенностями профессий, требований, которые они предъявляют человеку. |
4 |
№14 |
Активизирующая профигра «Будь готов!» |
1 |
№15 |
Ошибки в выборе профессии – видео просмотр и обсуждение. Памятка «Советы по профессиональному самовоспитанию». «Профессиональные учебные заведения Архангельской области» - инф. стенд |
1 |
№16 |
Видео-тренинг Г.В.Резапкиной «Стратегии выбора профессии» Пути получения профессии – видео просмотр и обсуждение. Мультфильм «Калейдоскоп профессий» - про центр занятости. |
1 |
№17 |
Анкета «Личный профессиональный план». Зачёт «Анкета Оптанта» |
1 |
|
Итого: |
17 |