Оборудование: мультимедийная презентация, карта Архангельской области, картинки рыб, оборудованный уголок в поморской избе.
Ход занятия:
Игра – демонстрация «Ловись, рыбка!» Класс делится на пары, каждая пара представляет какую – либо рыбу: отгадывает загадку про неё, находят картинку с её изображением (ловят), рассказывают об этой рыбе, блюдах из неё
А на Севере дожди и таки бывали:
Рыбки падали с небес, и, как же рыбок звали? (Это сельдь).
Первый ученик из пары выходит и находит среди рыб сельдь (ловит её).
Второй учащийся читает текст о пойманной рыбе: « Сельдь употребляли повсеместно. Из свежей варили уху, запекали в фольге, в тесте, но чаще ставили на стол сырую – солёную.
Говорили: «Селёдка рыбка мала, да скусна»»
1) Эта рыба – родственник камбалы. (Это палтус)
Дети находят его на картинках, рассказывают о нём. «Палтус обычно употребляли солёный: для ухи, для жарения, для пирогов. Сказывали: «Палтус гостит не часто».
2) Рыбка славная на вкус, не страшит её «укус»,
Рыбакам нужна отвага, в море водится …( навага)
Ученики. Довольно мелкая рыба. Ловили её всегда много. Хороша она в ухе, жареная.
Навага – «на двойну уху, для скусу».
3) Рыбка жирная, аппетитная. (Это зубатка)
Ученики. Зубатку ели солёной, варили уху, жирна уха из зубатки, навариста. Запекали в ладках и в тесте. «Зубатка – рыба сытная»
4) Рыба Северных морей, печень очень ценна в ней.
Не длинна и не узка, часто солится…(треска)
Ученики. Треска – королева застолья помора, основная рыба на столе. Ели её свежей, солёной, вяленой, сушёной, варили из неё уху. «Трешшочка завсегда хороша», «ежели её солоненькой не поешь, на работе не потянешь».
5) Ценная промысловая рыба, достигает полтора метра в длину, может весить 40 кг. (Это сёмга)
Ученик. Сёмга – главная рыба для большого застолья, красная рыба. Вкусна в пироге, солёная в закуске. Вкусна из неё уха, но варили редко, на это шли головы, брюшки, хвост. Сёмга – «рыба для гостевания»
Учитель. Молодцы, ребята! С промысла мы вернулись с богатым уловом – уловом знаний о рыбе, а главное – блюдах из неё. А эти необычные рыбы (указывает на картинки камбалы и корюшки) так и не попали в наши сети. Давайте посмотрим про них сказку.
Учащиеся показывают инсценировку сказки Феликса Льва «Сказка про то, как корюшки камбалу дразнили»
Учитель. Так отчего камбала плоская? (Так приспособилась к условиям выживания)
Ученик. Камбалу запекали под сметаной в печи, жарили, варили уху. Корюшка – мелкая рыбёшка чаще коптилась.
Ученики рассказывают о полезных свойствах рыбы.
1 ученик. Рыба полезна и необходима человеку. Она содержит много витаминов и минеральных веществ, в том числе и йод. А ведь если в организм человека будет поступать недостаточно йода, то пострадают мозг, память, слух, речь. Могут возникнуть трудности в учёбе.
2 ученик. О важности рыбных блюд говорят такие факты. Группа учёных несколько лет создавала идеальный продукт питания «Билип» (белковый препарат). А, между тем, по полноценности этому продукту не уступает блюдо поморов – треска, запечённая с творогом и растительным маслом!
3 ученик. В годы Великой Отечественной войны люди голодали. Сохранить силы и здоровье помогал рыбий жир.
4.Учитель. Ребята, почему говорят: «Поешь рыбки – будут ноги прытки!»? (В рыбе содержится много витаминов, полезных веществ. Употребление в пищу рыбных продуктов даёт силы, энергию, оздоравливает организм).
Игра по группам «Аукцион блюд». Команды по очереди называют блюда из рыбы.
Побеждает команда, назвавшая блюдо последней.
Люди давно оценили полезные свойства рыбы, сочинили много пословиц и поговорок.
Составьте пословицы и поговорки, соединив их начало и конец. Работа в группах.
Рыба худа – не наварна уха, | надо сколоть льда глыбу. |
Рыба не клюёт - | тут уж не зевать. |
Стало клевать - | рыба жирна – янтарна уха. |
Чтобы поймать добрую рыбу, | перед дождём. |
На рыбалке, как в ученье, | нужны уменье и терпенье. |